Утверждено:
Пр. №3 от 10.01.2010г..
Положение
о
должностном (внутриучрежденческом) контроле
в
муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Малыш»
1. Общие положения
1.1.
Настоящее положение разработано для муниципального дошкольного образовательного
учреждения детского сада «Малыш» (далее — Учреждение) в соответствии с Законом РФ «Об
образовании», Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении, Примерным положением об инспекционно-контрольной деятельности в
образовательных учреждениях, письмом
Минобразования России от 07.02.01 №
22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля
руководителей образовательных учреждений»,
Уставом Учреждения и
регламентирует содержание и порядок проведения контрольной деятельности в Учреждении.
1.2. Должностной контроль является
основным источником информации для анализа состояния деятельности
ДОУ, получения достоверных результатов
деятельности всех участников образовательного процесса.
Должностной
контроль заключается в проведении администрацией Учреждения и (или)
специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей
компетенции за соблюдением работниками Учреждения законодательных и других нормативно-правовых актов РФ, Красноярского
края, органов местного самоуправления,
Учредителя, Учреждения в области образования, воспитания и защиты прав детей.
1.4. Должностные лица, занимающиеся контрольной деятельностью, руководствуются
законодательством в области образования,
указами Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами, изданными Минобразования
России, органом управления образованием
Красноярского края, органами местного самоуправления, Учредителем, Уставом Учреждения, локальными актами Учреждения, настоящим
Положением, приказами о проведении контроля, Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении, должностными
инструкциями.
1.5.
Целями контрольной деятельности являются:
—
совершенствование деятельности Учреждения;
— повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников Учреждения;
—
улучшение качества образования.
1.6. Срок данного Положения не ограничен. Данное
Положение действует до принятия нового.
2. Основные задачи должностного контроля
2.1.
Основными задачами должностного контроля являются:
— контроль исполнения нормативно-правовых
актов, регламентирующих деятельность Учреждения;
—
выявление случаев нарушений и неисполнения нормативно-правовых
актов, регламентирующих деятельность Учреждения, принятие мер по их
пресечению;
— анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер
по их предупреждению;
—
защита прав и свобод участников образовательного процесса;
— анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
работников ДОУ;
—
изучение результатов деятельности сотрудников, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного
процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и
распространению педагогического опыта и
устранению негативных тенденций;
— совершенствование качества воспитания и образования
воспитанников с одновременным повышением
ответственности должностных лиц за конечный результат;
— контроль реализации образовательных программ, соблюдения
Устава и иных локальных актов Учреждения;
—
анализ результатов исполнения приказов по Учреждению;
— анализ и прогнозирование тенденций развития
образовательного процесса в Учреждении;
—
оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
3.
Организационные виды, формы и методы должностного контроля
3.1. Контрольная деятельность может
осуществляться в виде плановых,
оперативных проверок и текущего контроля.
3.1.1. Контрольная деятельность в виде
плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным планом-графиком, который
обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в
организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале
учебного года.
3.1.2. Контрольная деятельность в виде
оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений
о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или
других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях
между участниками образовательного процесса.
3.2. По совокупности вопросов,
подлежащих проверке, плановый контроль проводится в виде тематических (одно
направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений).
3.2.1. Тематический контроль проводится
по отдельным проблемам деятельности Учреждения.
Тематический
контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по
конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных и здоровьесберегающих технологий, форм и
методов работы, опыта работников ДОУ.
Темы
контроля определяются в соответствии с годовым планом работы Учреждения на
основании проблемно-ориентированного анализа работы Учреждения по итогам
предыдущего учебного года.
3.2.2. Одной из форм тематического
контроля является персональный контроль. В ходе персонального контроля
проверяющий изучает:
— уровень знаний работника в
области его компетенции;
— уровень исполнения
работником его должностных обязанностей;
— результаты деятельности
работника ДОУ и пути их достижения.
3.2.3. Одной из форм комплексного
контроля является фронтальный контроль. Фронтальный контроль проводится с
целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса.
Фронтальный контроль предусматривает проверку в полном объеме педагогической
работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет
получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом,
дает материалы для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает
определить дальнейшие направления в работе.
3.2.4. Текущий контроль направлен на
изучение вопросов, требующих постоянного контроля, контроля не реже одного раза в квартал, контроля не реже одного раза в месяц.
3.2.5. Методами должностного контроля
могут быть: анализ документации,
обследование, наблюдение, экспертиза, анкетирование, тестирование, опрос участников образовательного процесса,
контрольные срезы освоения образовательных программ и иных правомерные методы,
способствующие достижению цели контроля.
4.
Организация должностного контроля
4.1. Должностной контроль осуществляется заведующей дошкольного
образовательного учреждения и его заместителями, старшей медсестрой, другими специалистами в рамках полномочий,
определенных приказом руководителя образовательного учреждения и согласно
утвержденного плана контроля.
4.2. Контрольная деятельность является
составной частью годового плана работы Учреждения.
4.3. Заведующий не позднее чем за 2
недели издает приказ о сроках и теме тематического или комплексного контроля, устанавливает срок предоставления
итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых
и проверяющих план-задание предстоящего контроля.
4.4. План-задание предстоящего
контроля составляется заведующей, либо старшим воспитателем, либо зам. зав. по
АХЧ. План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить
достоверность и сравнимость результатов контроля для подготовки итогового
документа.
4.5. Периодичность и виды контрольной
деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о
реальном состоянии дел и результатах деятельности работников ДОУ. Нормирование
и тематика проверок находятся в исключительной компетенции заведующего
Учреждением.
4.6. Основания для должностного
контроля:
— план-график контроля;
— задание руководства органа управления образованием - проверка
состояния дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть
документально оформлено);
— обращение физических и
юридических лиц по поводу нарушений в области образования — оперативный
контроль.
4.7. Продолжительность тематических или
комплексных (фронтальных) проверок не должна превышать 5—10 дней, с посещением
не более 5 занятий, исследованием режимных моментов и других мероприятий.
4.8. Работник должен
быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее.
4.9. При проведении оперативных
(экстренных) проверок педагогические и другие работники могут не
предупреждаться заранее.
Экстренным случаем считается
письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав
воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого
нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками Учреждения.
4.10. Результаты тематического и
комплексного контроля оформляются в виде справки о результатах контроля. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы
и при необходимости предложения.
4.11.
Текущий контроль может фиксироваться в виде констатации фактов в картах контроля (анализа, наблюдения). По
результатам текущего контроля в картах оформляются выводы и рекомендации либо составляется
аналитическая справка.
4.11. Информация о результатах
должностного контроля доводится до
работников Учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки.
4.12. Проверяющие и проверяемые после
ознакомления с результатами контрольной деятельности должны поставить
подписи под итоговыми документами. При
этом проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами
контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности
получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии,
осуществляющий проверку, или заведующий Учреждением.
4.13. По итогам контроля, в зависимости
от его вида, формы, целей, задач, а также с учетом реального положения дел:
— проводятся заседания
Совета педагогов, производственные
собрания, рабочие совещания с работниками ДОУ;
— сделанные замечания и
предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел Учреждения;
— результаты контроля могут
учитываться при аттестации педагогических работников, но не являются
основанием для заключения аттестационной комиссии.
4.14. Заведующий Учреждением по
результатам контроля принимает следующие решения:
— об издании
соответствующего приказа;
— об обсуждении итоговых
материалов контроля коллегиальным органом;
— о повторном контроле с
привлечением определенных специалистов (экспертов);
— о привлечении к
дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и других
работников;
— о поощрении работников и др.
4.15. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях родителей, а также в обращении и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.
5. Примерный перечень
вопросов, подлежащих должностному контролю
5.1. Заведующая ДОУ и другие специалисты в рамках
полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения, вправе осуществлять
должностной контроль результатов деятельности работников по вопросам:
- осуществления государственной политики в области образования;
- использования финансовых и материальных средств в соответствии с
нормативами и по назначению;
- использования методического обеспечения в образовательном
процессе;
- реализации утвержденной
образовательной программы и
учебного плана ДОУ;
- соблюдения календарных планов;
- соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и
иных локальных актов образовательного учреждения;
- другим вопросам в рамках компетенции проверяющих лиц.
5.2. Приложениями к
данному Положению являются:
·
примерные планы-графики должностного контроля:
· карта текущего контроля по выполнению требований к созданию условий по сохранению жизни и здоровья детей.
- заведующей
(Приложение 1);
- старшего
воспитателя (Приложение 2);
- заместителя
заведующей по АХЧ (Приложение 3);
- врача-педиатра
(Приложение 4);
- старшей
медсестры (Приложение 5);
· карта текущего контроля по выполнению требований к созданию условий по сохранению жизни и здоровья детей.
6.
Права участников должностного контроля
6.1. При осуществлении контрольной
деятельности проверяющий имеет право:
— знакомиться с
документацией в соответствии с должностными обязанностями работника ДОУ, его
аналитическими материалами;
— изучать практическую
деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий,
других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов;
— делать выводы и принимать
управленческие решения.
6.2. Проверяемый работник ДОУ имеет
право:
— знать сроки контроля и
критерии оценки его деятельности;
— знать цель, содержание,
виды, формы и методы контроля;
— своевременно знакомиться с
выводами и рекомендациями проверяющих;
— обратиться в конфликтную комиссию профсоюзного комитета Учреждения или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.